Суббота, 27.04.2024
Меню сайта
Категории каталога
Экспериментальные площадки ОНОО [2]
В данном разделе размещены материалы и описание опыта работы экспериментальных площадок отдела
Беседка
Наш опрос
Как Вам наш сайт?
Всего ответов: 22
Главная » Статьи » Экспериментальные площадки ОНОО

Музей в школе как основа педагогических технологий
Экспериментальные площадки Отдела начального общего образования

Музей в школе как основа педагогических технологий
обучения и воспитания

Муниципальное образовательное учреждение Нижнего Новгорода средняя общеобразовательная школа № 33 с углублённым изучением отдельных предметов с 2007 года является экспериментальной площадкой Отдела начального общего образования Центра общего образования ФИРО.
Тема опытно-экспериментальной работы в школе – «Построение целостного процесса обучения и воспитания младших школьников с помощью интеграции содержания базовых дисциплин начальной школы, дополнительного образования, сотрудничества с семьей, деятельности учреждений культуры посредством использования ценностно-смыслового потенциала традиционной культуры России».
В 2007 году экспериментальной площадкой Отдела начального общего образования стала и средняя общеобразовательная школа села Глубокое Опочецкого района Псковской области. Тема опытно-экспериментальной работы этой школы – «Организация жизни школы с этнокультурным компонентом на основе обновления содержания, форм и методов начального общего образования».
Научный руководитель обеих экспериментальных площадок – сотрудник Отдела начального общего образования Марина Юрьевна Новицкая, зав. лабораторией культурно-ценностных ориентаций. Обе школы отличаются особым вниманием к традиционной культуре своего края, что и оказало решающее влияние на выбор ими близкой по внутреннему смысловому содержанию тематики опытно-экспериментальной работы. В той и другой школах организованы прекрасные музеи, которые заняли достойное место в эксперименте.

Об использовании многообразных возможностей музейной педагогики в жизни и работе школы № 33 Нижнего Новгорода рассказывает директор Мария Васильевна Тихомирова:

«Родная старина» - так называется историко-краеведческий музей нашей школы. Основателем и первым руководителем музея была О.И. Яшина, учитель истории. В сборе экспонатов принимали участие учителя, учащиеся и их родители. Так постепенно сложились несколько тематических экспозиций: Русская изба. Быт и нравы на Руси. Кустари-нижегородцы. Книжность, грамотность, образование. Самовары на Руси. Занятия нижегородцев XVIII-XIX вв. Мещанская комната. Из военной летописи…
С учетом возрастных особенностей учащихся разработаны 15 тематических экскурсий. Так для наших младших школьников 7-10 лет предназначены экскурсии «От поля до сундука», «Рассказывает береста», «Русская печь». А вот экскурсии «Мир русской избы», «Русский народный костюм», «Деревянные изделия и резьба по дереву», «Ученье – свет!», «Традиции чаепития на Руси», «Производство самоваров в России», «Кузнечное дело» проводим для детей от 7 до 14 лет, интересны они и для наших старшеклассников. Однако специально подросткам от 12 до 16 лет адресованы экскурсии по темам «Из истории русских денег», «В гостях у нижегородских мещан XIX- нач. XX века», «Поэт – художник -музыкант Каневский А.Б.», «Калинин Е.Ф. – боевой путь 16 Литовской Краснознамённой дивизии», «Школа № 33 в годы Великой Отечественной войны».
В разработке каждой экскурсии под руководством учителей О.И. Яшиной и А.С. Ивашевской обязательно принимали участие наши ученики – ребята 6,7,8, 9,10 классов. Некоторые из них, Ладыгина М. и Музурова К., уже наши выпускницы. Проводят экскурсии тоже сами учащиеся, причем каждый выбирает ту тему, которая его наиболее привлекает.
Музейное дело – живое, оно развивается от одного поколения детей к другому. Поэтому у нас намечены к разработке новые экскурсии по постоянным и временным экспозициям. Темы их различны и выбирались они на заседаниях актива музея: «История чашки чая», «Традиции чаепития в разных странах», «Художественные изделия из дерева и роспись по дереву», «Народный костюм: элементы русского традиционного костюма», «Символы в орнаменте народного костюма»,
«История фарфоровой чашки». В перспективе – обращение к сопоставлению культур разных народов Поволжья в экскурсиях, связанных с темой традиционного костюма.
Музей стал живым, пульсирующим сердцем школы. Он задает ритм школьной жизни, теснейшим образом связан с событиями в жизни и работе учителей, детей и их родителей. Иначе и быть не может, если какой-либо предмет из домашнего обихода или документ из семейного архива переходит в фонд школьного музея. Тогда ты сам вместе со своими друзьями чувствуешь себя в потоке исторической жизни родного города и всей страны.
Особое место занимает музей в учебно-воспитательном процессе младших школьников в связи с опытно-экспериментальной работой под руководством М.Ю. Новицкой, зав. лабораторией культурно-ценностных ориентаций в системе начального общего образования ФИРО. Цель этой работы – организовать целостный процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы наполнить единым духовным смыслом учебную и внеучебную деятельность младших школьников, объединить детей, родителей, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, сотрудников учреждений культуры в ходе постижения вечных ценностей традиционной культуры народов России.
Без своего, школьного музея – глубоко убеждена! – такая цель трудно достижима. Его экспозиции позволяют обеспечить наглядность и интерактивность в процессе освоения материала практически на каждом уроке по самым разным дисциплинам начальной школы: по литературному чтению и окружающему миру, изобразительному искусству и музыке, трудовому обучению и родному языку. Перед нашими детьми в музее оживают сюжеты старинных сказок и страницы русской литературной классики, расширяется словарный запас детей не за счет рекламных слоганов, а приобщением через музейный предмет к замечательной лексике, сохраненной сокровищницей народного слова - словарем В.И. Даля.
Музей помогает интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся тем, что в его уютном интерьере, за большим столом проходят занятия кружков по изобразительно-прикладному искусству. В такой обстановке дети работают увлеченно, с большим желанием и эффективностью. Ведь в любой момент можно подойти к витрине и внимательно рассмотреть узоры на расписной прялке или орнамент на вышитом полотенце.
Экскурсии по музею, которые наши старшеклассники регулярно проводят для малышей, это хороший способ взаимодействия учащихся разных возрастных ступеней друг с другом. Такое общение закладывает основы преемственности в музейном Активе, дает младшим ребятишкам позитивный образец работы с музейным предметом школьников, не намного старше их по возрасту, рождает стремление самому включиться в поисковую деятельность. А так как младшему школьнику не под силу все выполнить одному, он обращается за помощью к своим родителям и увлекает их за собой. Тому немало примеров в истории нашего музея.
Естественное, постоянное, системное использование возможностей нашего музея в учебной и внеучебной деятельности учащихся в стенах родной школы дает зримые плоды и тогда, когда наши дети идут на экскурсии в «большие» музеи такого прекрасного культурного центра как Нижний Новгород. Очень немаловажно то, что нам за своих воспитанников не стыдно: они знают, как вести себя в этих хранилищах красоты и мудрости прошедших давних и недавних лет. А еще важнее другое. Все, что рассказывают им профессиональные экскурсоводы, ложится на подготовленную почву, принимается с осознанным интересом души и разума, разбуженных процессом познания на уроках и дополнительных занятиях в школе. И сотрудники многих нижегородских музеев неоднократно отмечают именно это качество в наших детях.
Да, выражение «Родная старина как инновация…», наверное, многим кажется парадоксальным. А для нас в нашей школе – это естественно и закономерно. Мы видим реальность результатов интеграции обучения и воспитания на основе базовых ценностей отечественной культуры с помощью нашего музея. На конкретном материале, представленном его экспонатами, дети учатся ценить культурное наследие, доставшееся им от предшествующих поколений; понимать внутреннюю взаимосвязь между культурой разных социальных слоев народа, между культурой разных народов Поволжья; видеть единство культуры России в динамике исторической жизни страны.
В своей работе мы ежедневно убеждаемся в правоте пословицы «Все новое – хорошо забытое старое».

В Глубоковской школе историко-краеведческая работа – основа гражданско-патриотического воспитания школьников. Об этом рассказывает Татьяна Николаевна Груздева, учитель истории, обществознания, руководитель школьного историко-краеведческого музея, член-корреспондент Московской международной детско-юношеской академии туризма и краеведения, Заслуженный учитель РФ, педагогический стаж – 28лет.

Патриотизм, гражданственность являются независимой от политической конъюнктуры ценностью, поэтому патриотическое воспитание выступает как фактор единения всего общества, служит источником и средством духовного, нравственного и экономического возрождения России.
Краеведение как значимая часть гражданско-патриотического воспитания является эффективным средством обучения и воспитания. В каждом уголке России, в каждом городе, селе, есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
Помочь детям шире познакомиться с родным краем, глубже понять специфику его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности – в этом и заключается основной смысл краеведения.
Любовь к России начинается для любого человека с ощущения причастности к судьбе малой родины, где проходит детство. Инстинкт такой любви должен поддерживаться, целенаправленно формироваться семейным и школьным воспитанием. Этому способствуют уроки, внеклассная работа, основанная на краеведческом материале.
Большие возможности проведения краеведческой работы в Глубоковской школе диктуются рядом факторов:
-село Глубокое расположено в уникальной местности, которую во многом можно назвать заповедной как с точки зрения уникальной природы, так и с точки зрения этнографической самобытности (сохранились многие народные обряды, ритуалы, праздники, песни, утварь, диалектная речь и т.д.);
- свою летописную историю село ведет с 16-го века, последними владельцами села были знаменитые люди России: Дондуковы-Корсаковы, граф П.А. Гейден;
- в Глубоковской волости имеются старинные храмы, часовня, остатки графского поместья, святые источники и места, овеянные православными легендами и преданиями;
- сохранились некоторые ремесла и промыслы;
- большинство населения волости – постоянно живущее население.
На уроках истории изучается краеведческий материал Псковского края. На занятиях, непосредственно связанных с бытом, культурой русского народа, используется накопленный краеведческий материал (обычаи, традиции, фольклор, предания, предметы старины и т.д.)
С 1990 года в школе работает краеведческий кружок, с 1994 – историко- краеведческий музей, создателем и руководителем которых я и являюсь. На занятиях кружка изучается история села Глубокое. Одновременно ведется сбор материалов для школьного музея, собирается информация по разным темам и направлениям. В ходе поисково – краеведческой работы собран богатый материал о своей местности с древности до настоящего времени.
Весь накопленный материал размещается в многочисленных разделах музея. Значительное место в экспозиции школьного музея занимает история дворянской усадьбы. На примере служения Отечеству владельцев села (А.М. Корсакова, М.М. Корсаковой, П.А. Гейдена и др.) учимся уважать свое прошлое, правильно оценивать многие исторические события, некогда неправильно трактовавшиеся или предававшиеся долгое время забвению.
В краеведческой работе уделяется большое внимание сохранению памятников истории и культуры. Пишутся исследовательские работы по истории храмов своей местности. Проводится разъяснительная работа среди учащихся и населения о ценности многих исторических объектов 19-го века, оставшихся в селе от усадьбы.
Изучая обычаи, традиции, легенды, предания, ремесла и промыслы своей местности в прошлом и настоящем, знакомясь с бытом крестьянской семьи, учащиеся приобщаются к русской национальной культуре, учатся уважительно относиться к своим предкам, их занятиям. В музее собрано большое количество экспонатов, имеющих историческую и этнографическую ценность. На основе собранного материала проводятся фольклорные праздники, выставки и экскурсии.
В ходе туристических походов знакомимся с природой своего края. Описываем и охраняем источники с целебной водой, проводим работу по сохранению старинного парка села Глубокое с редкими растениями. Глубоковский парк, старинные аллеи села – заповедный уголок нашего района. В парке насчитывается много видов редких растений, привезенных сюда прежними хозяевами. До сих пор сохранились дубы, липы, лиственницы, акации. Они стоят, как памятники, хранящие множество тайн вековой истории.
В краеведческой работе, проводимой на базе школьного музея, уделяется также большое внимание военно-патриотическому воспитанию школьников. Регулярно проводятся встречи с ветеранами войны, записываются их воспоминания, оказывается им шефская помощь. Совершаются походы по местам боевой славы, собираются материалы по истории сожженных деревень немецкими оккупантами. В музее проводятся уроки мужества, где рассказываем о подвигах односельчан в годы войны и в мирное время (на примере жизни и подвига моряка – подводника А. Васильева). Чествуем ветеранов 9 мая. Ухаживаем за братской могилой. Проводим мероприятия в день защитника Отечества, в день освобождения села от завоевателей. Записывая воспоминания участников войны, составляем свою Книгу Памяти о ветеранах. Собираем экспонаты, документы о военном времени, заполняем анкеты о ветеранах войны, поддерживаем связь с военкоматом, архивами. Учащиеся пишут творческие работы: «Моя семья в годы войны», «Мое село в годы войны», «Они сражались за Родину», «Партизанское движение в моей местности» и др. Это воспитывает мужество, достоинство школьников, любовь и преданность к своей Родине.
Члены краеведческого кружка проводят экскурсии по разным темам в музее и на местности для учащихся, населения, туристов и гостей нашего села.
Поисково-краеведческая работа с учащимися в целом помогает:
- изучать и передавать опыт предков следующим поколениям;
- приобщать учащихся к ценностям русской культуры;
- сохранять, фиксировать для потомков историю села;
- прививать любовь учащихся к своей малой и большой Родине;
- приобщать учащихся к научно – исследовательской работе;
- углублять знания по школьным предметам;
- развивать речь и эрудицию школьников.
С творческими, исследовательскими работами по истории своего края учащиеся школы выступают на районных, областных, Всероссийских краеведческих конференциях «Отечество», принимали участие в областной и Всероссийской научно – практической конференции «Шаг в будущее», где неоднократно становились лауреатами.
Краеведческий кружок награжден Грамотой Министерства образования и науки РФ за творческий вклад в развитие краеведения. Музей школы награжден Дипломом Союза краеведов России за проделанную краеведческую работу.
В ходе краеведческой работы используются разные формы освоения русской народной культуры. Это прививает учащимся любовь и уважение к своей малой Родине, воспитывает чувство национального самосознания, патриотизма и любви к великой России.
Историко-краеведческий музей Глубоковской средней школы имеет большой отдел русского быта. В нем представлены старинные предметы крестьянской избы, домашняя утварь, орудия труда, старинная обувь, различные ремесленные изделия и инструменты гончарного производства, кузнечного и сапожного дела, обработки льна, кружевоплетения, вышивки, прядения, ткачества и др.
Собраны коллекции: самоваров с конца 18 века до настоящего времени; старинных фонарей и светильников от 19 до 20 века; предметов религиозного культа; старинных монет от 17 века до середины 20 века, найденных в экспедициях по Глубоковской волости. В музее создана экспозиция народного мужского и женского костюма и др.
В музейной работе уделяется большое внимание изучению народных традиций Псковского края и своей местности. Учащиеся совершают под руководством учителей туристические походы, этнографические экспедиции по деревням Глубоковской и соседних волостей. В 2003 году проводилась совместная экспедиция со студентами и преподавателями кафедры этнографии Санкт-Петербургского университета. По результатам походов, экспедиций, поисковой работы пишутся учащимися творческие исследовательские работы, с которыми они выступают на краеведческих школьных, районных, областных и Всероссийских конференциях.
На базе музея проводятся экскурсии, связанные с русским бытом, национальной культурой:
- быт крестьянской семьи;
- русский народный костюм;
- ремесла и промыслы нашей местности в прошлом и настоящем;
- гончарное производство Глубоковской волости;
- кузнечное дело Глубоковской волости;
- обработка льна и шерсти;
- прядение и ткачество;
- вышивка и кружевоплетение;
- история мужской и женской обуви;
- русский самовар.
Разработаны экскурсии на местности «Легенды и предания нашей местности о святых источниках», «Домовая резьба Глубоковской волости».
Изучая обычаи, традиции, легенды, предания, ремесла и промыслы своей местности, знакомясь с бытом крестьянской семьи, учащиеся приобщаются к русской национальной культуре, учатся уважительно относиться к своим предкам, их занятиям. В музее представлено большое количество экспонатов, имеющих историческую и этнографическую ценность. На основе собранного материала проводятся фольклорные праздники, выставки, краеведческие чтения, конференции, викторины, уроки, беседы, лекции, классные часы.
Наш музей – поистине живая душа села. Ведь пока его жители всех возрастов, от мала до велика, помнят свое историческое прошлое, они способны достойно жить в настоящем и осознанно творить свое будущее.

Категория: Экспериментальные площадки ОНОО | Добавил: МК (12.03.2009) | Автор: Новицкая Марина Юрьевна
Просмотров: 1564 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ РегистрацияБ | Вход ]
Форма Входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ONOO © 2024