Четверг, 28.11.2024
Меню сайта
Категории каталога
Экспериментальные площадки ОНОО [2]
В данном разделе размещены материалы и описание опыта работы экспериментальных площадок отдела
Беседка
Наш опрос
Как Вам наш сайт?
Всего ответов: 22
Главная » Статьи » Экспериментальные площадки ОНОО

Игра «Свадебка» как педагогическая технология духовно-нравственного развития младших школьников
Игра «Свадебка» как педагогическая технология духовно-нравственного развития младших школьников

Московский межрегиональный театральный фестиваль "Такие разные и такие похожие" - экспериментальный проект в рамках Городской экспериментальной площадки "Воспитание межэтнической толерантности и патриотизма у учащихся в процессе информационно-аналитической и художественно-проектной деятельности". Организаторы проекта - Департамент образования Москвы, Московский институт открытого образования (Лаборатория народоведения и межкультурной коммуникации Кафедры ЮНЕСКО). Второй этап фестиваля - постановка на сцене - проходил в марте 2009 года в Образовательном центре «Отрадное» (Северный округ).
16 марта 2009 г. на фестивале с успехом выступили учащиеся прогимназии №1842 "Пересвет" Центрального округа столицы со спектаклем «Свадебка». Руководитель этого художественного проекта – Козлова Елена Владимировна, педагог прогимназии. Как возник этот проект?
Уже несколько лет Е. В. Козлова ведет в прогимназии интегрированный курс «Введение в народоведение» (автор – М.Ю. Новицкая). Цель этого курса - освоение детьми этических и эстетических ценностей народа, что обеспечивает их физическое, психоэмоциональное и социально-нравственное здоровье. Кроме того, сопоставление культур разных народов России и мира позволяет выявить ценности, общие для людей разных национальностей, тем самым создавая возможность межкультурной коммуникации в условиях этнокультурного многообразия нашего Отечества. В целом курс предусматривает формирование духовно-нравственной составляющей здорового образа жизни на основе культурных традиций народов России и мира.
На протяжении многовековой истории человечества все народы Земли, заботясь о собственной жизненной устойчивости, вырабатывали целостные культурные комплексы, которые помогали каждому новому поколению обретать ценностные ориентиры для построения своих отношений в мире людей и природы. Это три издавна возникшие комплекса: традиционный народный календарь, культура семейного лада и народная философия истории. С помощью учебников «Родная земля» младшие школьники во 2 классе знакомятся с обрядами и обычаями праздников годового круга; в 3-ем классе дети осваивают обряды и обычаи семейной жизни, сопровождавшие в старину человека от рождения до кончины; в 4-ом классе перед учащимися раскрываются духовно-нравственные ценности, на основе которых веками строился национальный характер, определивший исторические пути России.
Е.В. Козлова вела занятия по курсу «Введение в народоведение» в рамках учебного времени за счет часов школьного компонента. Как педагог дополнительного образования она продолжала в игровой форме заниматься с детьми освоением традиционной народной культуры и во внеучебное время. Совершенно естественно в 3-ем классе очень многие занятия и в классе приобрели форму «игры в дом» и «игры в свадьбу». Талантливый педагог осознанно вышла на игровые технологии освоения ценностей семейной жизни, потому что именно детские игры веками в культуре всех народов мира стихийно выполняли эту роль.
Третьеклассники с удовольствием мастерили кукол для игры. Их требовалось немало: жених и невеста, родители жениха и невесты, многочисленные родственники, друзья и подружки. Спектакль рождался прямо на уроках, по мере изучения конкретных тем по культуре семейного лада. В классе ставили сцены и сватовства, и выкупа невесты… Самое главное – постепенно в ходе игры дети осваивали важнейшие законы, на которых строится семейная жизнь: любовь, взаимопомощь, забота друг о друге, терпение, милосердие, трудолюбие.
Игра «Свадебка» стала любимой у детей. Она приобретает каждый раз особые вариативные формы в зависимости от времени года. Ведь в старину свадьбы играли в определенные периоды – осенью, после уборки урожая, зимой, после Зимних святок, вслед за Пасхальной неделей, на Красную горку. Поэтому в спектакль естественно входят сезонные детские игры, хороводные песни разных календарных циклов; органично вошла и сказка «Мудрый отец».
Для выступления на фестивале выбрали сценический вариант спектакля, потому что он короче и предполагает привлечение зрителей к участию в действии. Неизменно восторженный прием встречают забавные эпизоды, где девушки «покупают» у мудрого отца заморские фрукты за тот мусор, который они собрали в своем доме. Две девушки, что постарались и принесли из дома по целому мешку мусора, получили фрукты. А вот третья, у которой мусор поместился всего лишь в уголке носового платка, стала невестой славного молодца. Именно на эту девушку как на желанную невесту пал выбор и отца, и сына.
С большим удовольствием играют в «Свадебку» дети-артисты. С радостью сопереживают им дети-зрители. И те, и другие через веселую игру усваивают ценности семейной жизни, актуальные и для современных людей:
Добрая жена дом сбережет.
Муж хорош, коль на дело гож.
Муж и жена – одна душа.

Категория: Экспериментальные площадки ОНОО | Добавил: МК (10.04.2009) | Автор: Новицкая Марина Юрьевна
Просмотров: 893 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ РегистрацияБ | Вход ]
Форма Входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ONOO © 2024