Обеспечение психологической безопасности младшего школьника в условиях образовательной среды начальной школы В чем актуальность научной проблемы? Современная ситуация развития личности в образовательном пространстве характеризуется снижением устойчивости обучаемого, несформированостью субъектной позиции, отсутствием сформированных представлений у педагогов о личностной автономности и суверенности. Более того, обучение в условиях образовательного пространства начальной школы также не всегда приводит к развитию указанных образований, а иногда актуализирует их отрицательную динамику. Данное обстоятельство объясняется тем, что формирование субъектной позиции как отражение гармонично слаженных представлений о суверенности у обучаемых осуществляется в педагогическом взаимодействии, в отдельных проявлениях которого педагог сам нарушает их защищенность, как бы заранее зная, какими компетенциями должен овладеть обучаемый, чтобы состояться как личность, как индивидуальность. О чем свидетельствуют эмпирические исследования? Анализ результатов эмпирического исследования позволил выделить следующие факторы нарушения психологической безопасности личности младших школьников: • позиция педагога, способствующая возникновению стресса у школьников; • несоблюдение принципа ненасилия в условиях педагогического взаимодействия; • отсутствие системы представлений у педагогов о личностной суверенности и необходимости ее соблюдения; • непоследовательность педагогических требований; • использовании уменьшительно-ласкательных вербальных конструкций без согласия на подобные обращения собеседника; • приоритет дисциплинирующих обращений педагогов к обучаемым; • негативное, невнимательное отношение к школьникам; • несоблюдение дистанции общения; • пассивная позиция учащихся в процессе обучения, т.е. низкий уровень развития субъектности; • наличие педагогических рисков: условия обучения, учебная нагрузка (объем учебных заданий, распределение учебной нагрузки в течении дня, недели, четверти). Что такое психологическая безопасность личности? Психологическая безопасность личности - целостное личностное образование, отражающее параметры психологической суверенности личности в сфере межличностных отношений, обеспечивающее становление индивидуального стиля осознанного саморазвития (Ерёмина О.И.). Другими словами, потребность в психологической безопасности – это потребность личности в невмешательстве со стороны других людей. Это стремление личности сохранить неприкосновенной собственную сущность, не потеряв себя среди других «Я». Что включает в себя психологическая безопасность личности? Компонентами психологической безопасности выступают: • проксемический компонент, включающий особенности пространственного расположения общающихся; • коммуникативный компонент, проявляющийся в степени коммуникативной активности школьников при общении с педагогами как коммуникаторов и реципиентов; • компонент эмоциональной близости, отражающийся в степени доверительности учащихся по отношению к педагогам; • когнитивный компонент, состоящий в совокупности представлений личности о протяженности собственного психологического пространства, представления о наличии психологического пространства Другого; • рефлексивный компонент, включающий представления о психологической дистантности как о профессионально и личностно значимом феномене. В чем выражается потребность личности в психологической безопасности? Обеспечение сохранности личностного пространства, своей автономности, утверждение себя как неповторимого «Я», желание презентировать себя другим является причиной постоянного установления и соблюдения человеком «границ» между «Я» и «Другие». Это выражается, прежде всего, в праве на собственное настроение, в предпочтении мест, создающих условия для персонализации субъектом окружающего его пространства; в поддержании такой дистанции общения, при которой вход «чужого» человека блокируется. Так, по мнению С.К. Нартовой-Бочавер, психологическое пространство, которое человек ощущает как свое, позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных и психологических связей, представляющих фон, среду его жизнедеятельности. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем, принимая агрессивную либо кооперативную окраску. Границы пространства определяют отношение к малому и большому социуму - семье и друзьям, социальной группе, этносу, человечеству. Восприятие социума как своего позволяет проявляться конструктивным, жизнетворческим тенденциям, проводящим человека через прозрачные для него социальные границы. Мера переживания своего и чужого определяет способность личности к диалогу и совместному творчеству в любых сферах жизнедеятельности [Нартова-Бочавер С.К.]. Чем опасно невнимание к соблюдению психологической безопасности личности младших школьников? Опасность в том, что в подростничестве закрепляется определенная типология психологического дистанцирования школьников. Нами были выявлены закрытый, открытый и нейтральный типы. Приведем краткую характеристику. Закрытый тип характеризуется повышенной потребностью подростков в невмешательстве в их личностное пространство, что проявляется в недоступности внутреннего мира, отсутствии желания раскрывать мотивы собственных поступков, ограниченном круге референтных педагогов, нежелании разговаривать на личные темы, сочетании интереса к интимному миру взрослых со стремлением оградить от посягательств в свой собственный интимный мир, гипертрофии чувства собственного достоинства, критичности, отвращении к опеке, резких колебаниях характера и уровня самооценки, потребности строить отношения с окружающими. Подростки чаще всего нуждаются в более протяженном пространственном расположении. Подростки болезненно реагируют на обращение педагога по фамилии и вызов к доске. Нейтральный тип психологического дистанцирования характеризуется отсутствием четко выраженных представлений о «своем» и «чужом», спокойным реагировании в ситуации занятости собственного места в классе, называния по фамилии, «одалживания» письменных принадлежностей одноклассникам, отсутствием строго определенной проксемической дистанции как по отношению к педагогам, так и по отношению к сверстникам, которая скорее носит «размытый», манипулятивный характер. Коммуникативная активность определяется личной заинтересованностью подростков в содержании общения. Интересным представляется также и то, что такие подростки болезненно относятся к чтению их личных дневников и предпочитают меньше доверять «бумаге», отдавая предпочтение реальному общению со сверстниками. Но даже в таком общении у подростков нет острой потребности «раскрыть» сокровенное, посвятить их в тайну интимно-личностных отношений. Открытый тип психологического дистанцирования подростков характеризуется наличием широкого круга общения, оцениванием педагога с позиции возможности или невозможности доверять ему, ярко выраженной потребностью в доверительных взаимоотношениях, самораскрытии, близком расстоянии между общающимися; высокой степенью коммуникативной активности подростков как коммуникаторов, стремлением вести личный дневник, а также делиться своими переживаниями с лучшими друзьями, ожиданием от круга значимых лиц положительной обратной связи. И сделать ничего уже НЕЛЬЗЯ… Лейтмотив Образовательная среда должна обеспечивать неприкосновенность личностного пространства учащегося, которое позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных и психологических связей, и, отграничившись, познать («открыть» по И.С. Кону) свое Я, примериться к собственным открывающимся граням, «новым» горизонтам. Построение такой психолого-педагогической реальности, которая бы содержала специально организованные условия для личностного саморазвития младших школьников, состоящего во взаимодействии процессов, отражающих собственные усилия личности в самоосуществлении себя как достойного человека, постижении ценностей и смыслов жизни, вхождении в собственный личностный образ, выстраивании Я-концепции, овладении способами личностной саморегуляции. Каковы условия обеспечения психологической безопасности личности младших школьников? Обеспечение психологической безопасности личности младших школьников предполагает построение педагогом такого содержания и выбор таких технологий образовательного процесса, при которых учащийся на основе свободного и ответственного выбора как результата сформированной личностной суверенности сам бы избирал собственную образовательную траекторию и актуализировал бы «идею самопричинности» в определении своей будущей профессионально-личностной представленности. Условия обеспечения психологической безопасности личности младших школьников • диалогическое общение, в основе которого лежит «диалог личностей» (М. Бахтин); • отношение равноправия собеседников; • взаимное личностное признание; • сотрудничество как партнерское отношение двух равных субъектов, исключающее манипуляцию и авторитаризм, подразумевающее взаиморазвитие участников; • отказ от психологического насилия.
|